Колесо любого транспортного средства должно иметь симметричную форму, а центр тяжести – находиться на оси. Если это условие не соблюдается, возникают вибрации, управление автомобилем затрудняется, увеличивается расход топлива и износ подвески.
Балансировка колеса автомобиля – один из видов обслуживания, при котором его вес распределяется равномерно по окружности. Это помогает продлить срок службы ступичного подшипника и ходовой части в целом. Как часто проводить такую процедуру и что делать, если нет возможности посетить сервисный центр? Об этом расскажем в статье.
Причиной может быть конструкция диска, рисунок протектора шины, особенность строения тормозного диска, неоднородность материалов и прочие факторы.
Различают два вида дисбаланса: статический и динамический.
Статическая неравномерность веса приводит к неравномерному износу покрышки и увеличению расхода топлива. Если ее не устранить, то есть риск возникновения динамического дисбаланса, который может нанести куда больше урона подвеске и бюджету автовладельца.
Полный список документов, необходимых для оформления карты.
Суть такой процедуры в том, чтобы вес всех движущихся деталей (покрышки, диска, камеры) была уравновешена как по высоте, так и по ширине, а центр масс находился в центре диска. Достичь этого можно только уравновешиванием специальными грузами после экспертизы на специальном стенде.
Существует два типа таких стендов:
Грузы делятся на два типа: набивные и с клейкой основой. Выбор зависит от типа диска. Литые диски из легкосплавного металла обычно утяжеляются набивными грузами, а клеящиеся подходят для всех типов дисков, но имеют один недостаток: из-за перепада температур, особенно зимой, они могут отклеиваться и теряться. Часто это становится причиной того, что при движении по трассе появляется вибрация.
Нет строго определенной периодичности обращения в шиномонтаж. Специалисты рекомендуют проходить эту процедуру каждые 5-10 тысяч километров, а также при:
Также необходимость посещения шиномонтажа определяется по неравномерному износу покрышки. Статическая неуравновешенность узнается по одному протертому месту, а динамическая – по нескольким на окружности шины.
В зависимости от ситуации даже новые колеса необходимо откалибровать. Вряд ли такая процедура потребуется, если вы купили новый автомобиль – завод-изготовитель делает калибровку по умолчанию. Но при покупке новых шин с дисками в сборе или по отдельности, их все-таки придется уравновесить.
Есть еще один вопрос, который вызывает множество споров – нужна ли балансировка задних покрышек и дисков. Так как они не принимают непосредственного участия в управлении автомобилем, нарушение равномерности их веса обычно игнорируется. Но они все так же подвержены влиянию неравномерного веса, а их подшипники и покрышки изнашиваются. Да, их вибрация не так сильно влияет на подвеску, но это вовсе не значит, что такую проблему можно игнорировать.
Цены на карты для тахографов можно узнать здесь.
К сожалению, полностью заменить сервисное оборудование в обычном гараже не получится. Но если вибрации сильные, а ехать нужно уже через полчаса, то можно произвести грубую калибровку. При этом можно будет устранить только статический дисбаланс, динамическая неуравновешенность в домашних условиях можно устранить только угадав.
Для такой процедуры потребуются:
Балансировка колеса проводится без его съема со ступицы. Та сторона автомобиля, которую нужно откалибровать, поднимается домкратом, а крепежная гайка ступицы расшплинтовывается и немного откручивается.
После этого следует очистить покрышку от грязи, удалить грузы, которые были установлены, а из протектора удалить застрявшие камни – они имеют свой вес, который может повлиять на качество процедуры. Также нужно выровнять давление в шине до рекомендованного.
Балансировка производится так: колесо раскручивается в направлении по часовой стрелке. Когда оно остановится, нужно пометить самую верхнюю точку мелом. После этого оно раскручивается в обратном направлении. Верхняя точка также помечается.
Оформить заказ на карту для тахографа.
Напротив помеченного места находится самая тяжелая точка, куда нужно поместить два груза по 30 грамм. Теперь нужно прокручивать колесо и удалять грузы друг от друга до тех пор, пока оно не начнет останавливаться в произвольных положениях. После этого остается только закрутить и зашплинтовать гайку ступицы и повторить процедуру в других проблемных местах.
Это недолговечное решение: все же нужно посетить шиномонтажную станцию и проверить правильность распределения веса на стенде.