Одним из главных вопросов для всех водителей большегрузов остается повышение платы в системе «Платон» и изменение тарифов в 2017 году. Это нововведение анонсировал Аркадий Дворкович. Именно он предложил поднять цены, несмотря на многочисленные протесты со стороны дальнобойщиков. Спрос на оказываемые ими услуги стремительно снижается, что ставит владельцев фур в непростое положение.
Политик, выступивший с предложением о повышении ставок, выдвинул два аргумента в пользу изменений существующего положения дел:
Напомним о том, что взимать плату с водителей большегрузов, перевозящих более 12 т по трассам федерального значения, начали с 2015 года. Ранее предполагалось, что стоит ждать повышения тарифа с 1 марта 2016 года, однако позже было принято решение об отсрочке индексации.
Таким образом правительство РФ хочет возместить ущерб, каждый год причиняемый дорогам фурами, задействованными в грузоперевозках. Предусматривается отслеживание машин либо при помощи специального документа, формируемого на основании информации о планируемом маршруте, либо путем спутниковой навигации. Сведения подаются в центр, где и происходит расчет тарифов.
Повышение цен на «Платон» в 2017 году примерно в 2 раза неизбежно. Ранее рост тарифов замораживался из-за массовых акций протеста. Сильнее всего нововведение ударит по водителям, осуществляющим теневые перевозки – то есть лицам, которые работают нелегально и не связаны напрямую с грузоотправителями.
Введение системы взимания платы с ТС массой свыше 12 тонн связано с ужесточением контроля ситуации на дорогах федерального значения. Из этого следует, что все неучтенные и не организованные должным образом перевозки будут исключены. Собранные средства пойдут на ремонтные работы и строительство новых трасс.
За 2016 год бюджет пополнился на 20 млрд. рублей – все благодаря «Платону». За новый год правительство рассчитывает собрать около 30 миллиардов.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
После 15 апреля наступившего года система вернется к первоначальной модели, предполагающей тариф в 3,06 р. за 1 км пробега ТС с грузоподъемностью выше 12 тонн.
Это не отменяет того факта, что нагрузка на представителей малого и среднего бизнеса будет ниже, чем при той схеме, которую планировалось внедрить ранее. Напомним: с ней повышение платы за «Платон» должны были провести в два этапа.
Правительство планирует поднять тариф – от 1,53 до 3,06. Первоначально обсуждались другие цифры – 3,73 р за каждый километр. Однако это предложение было отклонено из-за многочисленных акций протеста по всей стране. Дальнобойщики добились своего: власти пошли на понижение – на 60%.
Почему правительством планируется только повышение ставок, а не их уменьшение? Ответ прост: оно может привести к снижению эффективности внедренной системы.
Увеличение цен – это попытка ликвидировать те пустоты в бюджете, которые возникли из-за введения льгот. Изначально планировалось, что «Платон» сразу же заработает по полному тарифу. Грядущее повышение будет однократным – сразу же до 3,06 р.
Цены на карты для тахографов можно узнать - Здесь!
В Минтрансе полагают, что поднятие ставок не отразится на стоимости продукции, перевозимой водителями фур. Даже если прибавка произойдет, для потребителей она будет неощутима – на несколько копеек дороже, чем раньше.
Глава министерства пояснил, что продукты не возят на машинах, масса которых превышает 12 тонн. Даже если учесть и попробовать выразить в процентах влияние платежей за проезд по федеральным трассам на весь процесс доставки при производстве продукции, попадающей на прилавки, оно составит не более десятых долей процента.
День X для всех водителей, осуществляющих перевозку товаров на большегрузах – 15 апреля этого года. При этом в Минтрансе заявляют: изменения коснутся не только ставок, но и самой процедуры контроля – она будет ужесточаться. Для заказчиков это повод работать честно – в скором времени они просто не смогут найти перевозчика, действующего в обход системы.
Как отреагировали на эту информацию сами дальнобойщики? Многие уверены: таких протестов, как в 2015 и 2016 годах не будет – люди осознали невозможность заключения взаимовыгодного соглашения и готовы принять правила, каким бы они ни были.
Повышение ставок в системе «Платон» не должно вновь привести к нехватке ТС, однако этот шаг – еще один удар по «серому» рынку и мелким перевозчикам.
Недовольство водителей вызывает и тот факт, что многим штрафы просто не приходили – из-за несовершенства системы. Когда владельцы фур поняли, что никаких санкций за отказ от платежей не будет, они перестали нести деньги в бюджет. Теперь Минтранс пообещал ужесточить правила контроля. Председатель МПВП считает, что не стоит возлагать большие надежды на рамки контроля – скорее всего, их будут выводить из строя.
Увеличение ставок может быть связано с недостатком средств, которые должны пойти на финансирование строительства платных автодорог. Так что рост тарифов можно объяснить и тем, что у государства не хватает денег на поддержку региональных проектов. Если взглянуть на проблему с этой стороны, увеличение цен является обоснованной мерой. Однако подобное решение нельзя считать выходом из сложившейся ситуации – это всего лишь еще одна возможность, шанс собрать лишь малую часть тех средств, которые необходимы для комплексного обустройства новых трасс.
Распространяется ли система на такие машины? Министр Минтранса заявил, что пока этот вопрос не обсуждается. Ранее возможность внедрения подобных нововведений не исключалась. После всестороннего обсуждения было решено взимать плату за пройденный путь только с перевозчиков, доставляющих продукцию на ТС грузоподъемностью более 12 тонн.
Оформить заказ - на карту для тахографа.
Текущий год принес большие перемены в транспортную систему страны. В январе объявлялись одни цифры, в марте цену хотели снизить, а в июле пообещали установить окончательную стоимость сбора. Какие изменения претерпела система? Какая сумма взимается сегодня?
К 1.02.17 был опубликован отчёт о собранных средствах: с ноября 2016 было получено более 20 млрд. рублей. На тот момент почти 800 тысяч ТС было подключено к системе. «Платону». Увеличение расценок было запланировано еще в 2016 году, в феврале равнялась 1,53 рубля.
В марте вновь обострились протестные акции дальнобойщиков. С введением системы даже крупные перевозчики прочувствовали на себе изменения: себестоимость перевозок увеличилась в среднем на 5%. Небольшие компании и индивидуальные предприниматели потеряли 10%, а то и больше.
Стоит напомнить, что изначально правительство утверждало 3,5 руб. Снизили его временно, в связи с протестами и многочисленными спорами. Однако власти все равно повысили сбор, когда повышение цен в 2017 году до 3,67 рубля казалось провалом проекта. С 15.04.17 стоимость километра возросла всего лишь на 37 копеек, до 1,90 рубля.
Увеличение цен позволило произвести ремонт трасс федерального назначения. С данными о развитии транспортной системы России можно ознакомиться на официальном сайте проекта. На интерактивной карте указаны суммы, выделенные каждому региону на ремонт и обслуживание покрытия. К концу текущего года построили более 10 мостов, отреставрировали – более 30. На все переправы было выделено 22,9 млрд рублей. В региональный бюджет возвращено 8,7 млрд рублей.
Начальник ФКУ «Дороги России» сообщил, что в основном деньги выделяются в 40 регионов страны, проблемных с точки зрения качества дорожного покрытия. Ровно 8,5 тысячи километров трасс власти планируют сдать к концу 2017 года.
Например, Ростовская область получила 400 миллионов рублей. Было отремонтировано 19 улиц, проведена реконструкция Ворошиловского моста. Ремонтные работы начались с юга страны, поскольку именно там итоговая сумма сбора побила рекорды.
Каждый водитель может предложить участок трассы, который необходимо отремонтировать. Сделать это можно на сайте Проекта общероссийского народного фронта, где уже более 5 тысяч дальнобойщиков указали свои пожелания.
Согласно принятым заявкам, в ближайшее время будет производиться ремонт более 700 километров трасс в следующих регионах:
Минтранс регулярно подводит итоги опросов и формирует список участков, требующих реконструкции.
При расчёте новых квот необходимо учитывать общую индексацию. Увеличение цифры ожидалось 1 июня 2017, однако решение было отложено. Один раз в течение 2018 года сбор все же будет увеличен до 2,15 рубля за километр. Максимальная цена на 2019 год будет составлять 2,24 рубля, согласно запланированному правительством бюджету.
На данный момент о скидках на оплату сбора говорят с осторожностью, перенося решение на весну, после проведения выборов. Отмена транспортного налога является хорошей привилегией. В планах – привязать оплату к общему пробегу автомобиля.
На данный момент штраф за неуплату планируют повысить с 5 до 20 тысяч рублей. Нарушение грубое, наказание для перевозчиков достаточно жесткое. Также планируется увеличить срок административной ответственности от 2 до 6 месяцев за нарушение установленных правил движения большегрузов свыше 12 тонн.
Несмотря на то, что система вызвала негативную реакцию у большинства перевозчиков и предпринимателей, спустя два года можно наблюдать позитивные результаты проекта. Компании больше не терпят издержек за счёт отслеживания пути крупногабаритного транспорта, частично отменен транспортный налог, ремонтируются и строятся новые дороги.